Что получает человек, сам критикующий других? Чтобы вас вдохновить, что это небезопасное времяпрепровождение – обсуждать недостатки других, самоутверждаться за счет унижения кого-то другого, я расскажу о пяти дурных последствиях, которые приходят человеку за такие дела.
Первое: когда мы говорим о чьих-то недостатках, эти недостатки переходят к нам. Приведу несколько примеров на эту тему. Классическая история. Вы наслушались лекций Олега Геннадьевича Торсунова о распорядке дня. Во сколько надо вставать? Допустим, в шесть часов. И вот вы каким-то чудом встали. Звоните своей подруге и говорите: «А ты что, спишь ещё, что ли?! А я уже встала! А ты что, не слышала лекции, что ли?» Что произойдет с вами завтра? Вы встанете в девять. Или в двенадцать.
Другой пример, из семейной жизни. Жена когда-то изменила мужу. Она раскаялась, муж её простил, но всё равно постоянно говорил ей об этом. И вот они уже стали следовать Ведам, живут вроде бы в благости, и уже хорошие люди, но он ей всё припоминает: «А ты помнишь?» И она уже не знает, как ей быть. И однажды, когда она уехала на фестиваль «Благость», муж остался один дома. Зашёл в Интернет, в Одноклассники, и нашёл одноклассников и свою первую любовь. Позвонил, поговорил, встретились… Очнулся – думает, как так получилось?
И так бывает часто. Или человек работает в милиции, и если он начинает чересчур много размышлять о тех поступках, которые ему приходится видеть, критиковать, то через некоторое время он сам начинает так поступать.
Это первый эффект. На чём человек сосредотачивается, то начинает переходить к нему.
Второе: переходят не только качества, но и кармические реакции, проблемы.
В Ведах говорится, что, когда человек рождается, некоторые вещи уже предопределены – например, продолжительность жизни, уровень образования, богатство, таланты. Но реакции за действия, которые человек совершает уже в этой жизни, также накладываются на его судьбу. Поэтому, совершая какие-то дурные поступки, можно сократить свою жизнь, ухудшить финансовое положение, не получить то образование, которое было предопределено, заработать болезни.
Соответственно, когда человек совершает дурной поступок – унижает других людей, к нему приходят реакции. И они приходят тем больше, чем больше человек развит. С ребенка спросу нет, но взрослый человек, который уже имеет представление, что хорошо, а что плохо, получает свои последствия. Также реакция зависит от того, кому человек причиняет зло. То есть учитывается, кто критикует и кого критикует. И приходят страдания.
Жил в Индии один брахман – священник, чистый человек, учил ведической философии, проповедовал. А на противоположной стороне улицы жила женщина лёгкого поведения. Так как в Индии жарко, крыши делают открытые, и на них можно жить, соответственно, видно, что происходит на другой крыше. И когда к той женщине приходили, брахман обращал на это внимание и осуждал её. И чтобы нагляднее было рассказывать, насколько она грешна, он каждый раз клал в угол своей крыши камень. Через какое-то время образовалась огромная гора камней. Но однажды ударила молния. И брахман, и женщина покинули тела. И за брахманом пришли ямадуты, по-русски – черти.
Он упирается:
– Вы не ко мне, вы ошиблись!
– Нет, точно за тобой.
– Не может быть! За что?!
А к той женщине прилетают другие – сияющие, с крыльями, с нимбами.
Он говорит:
– Как же так получилось?!
А как так получилось? Эта женщина каждый раз, когда видела этого священника, думала: «Какой же святой человек! Есть же святые!» Она выражала почтение – по традиции надо уважать святых, знающих людей – и внутри каялась, что я-то путана, а вот человек настоящий. И прославляла его каждый раз. Ее наградили. Для неё это был прорыв в духовной жизни. Вот такая награда. А он был очень возвышенным человеком, и ему нельзя было думать о её грехах и осуждать её. С него много спросилось.
Ад не вечен. Веды говорят, что вечного ада нет, там просто время течет долго, поэтому кажется, что как будто вечность. Как у зубного врача. Там же быстро, но кажется долго, потому что больно очень. И на какое-то время ему пришлось попасть в «исправительное учреждение». Это вторая реакция – за критику придётся страдать. Это дурная карма.
Третье, что происходит: когда человек настроен критически, даже если он не говорит об этом, но всё время думает, это создаёт вокруг него негативную атмосферу. Даже всё вроде бы нормально, а как-то всё устраивается – и всё становится плохо. И всё подтверждает, что всё плохо.
Однажды царь решил узнать, что о нём говорят в народе. Переоделся и с министром вышел в город. Они проходили мимо одного магазина, где продавался мрамор. Там сидел торговец мрамором, погруженный в какую-то печаль.
Царь схватил за руку министра и говорит:
– У меня такое чувство – хочется ему голову отрубить. Не знаю почему, но внутри прямо ощущаю, что очень хочется.
Министр остановил его. В следующий раз они снова проходили мимо этого магазина, но продавец уже был весёлым. И царь удивился:
– Нормальный человек, что я так на него обозлился?
И министр ему объяснил, что царь издал какой-то закон про мрамор, из-за которого у этого продавца ничего не покупали. И он сидел и думал «хорошее» об этом царе. И царь почувствовал.
– Ну хорошо, а что потом?
– А потом я пришел к этому человеку и сделал ему большой заказ на мрамор для дворцовой кухни, сказал, что царю нужно, и он обрадовался и перестал думать плохо.
То есть третий момент: мы настраиваем атмосферу вокруг себя в негативную сторону.
Четвертый момент: если я начинаю излучать из себя негатив, то я провоцирую других людей на критику, вдохновляю их тоже критиковать. В христианстве есть такой грех – искушение. То есть я искушаю согрешить других людей, своих близких.
И пятое, последнее. Есть такая фраза: «Видя дьявола в других, мы перестаем видеть Бога в себе». То есть если человек поставил целью жизни искать недостатки в других людях: у них секта такая, эта группа такая, этот человек такой – и он только на этом сосредоточен, то шансов увидеть Бога у него никаких нет. Ведь он об этом не думает. Он думает только о негативе, поэтому он будет видеть только негатив.
Такие последствия приходят человеку, который критикует других.
Какие последствия приходят человеку, когда он участвует в критике или при нем это делают? Как известно, пассивное курение – это тоже курение. И если вы смотрите, как кого-то поливают грязью, оскорбляют, к вам приходит часть реакции за это участие, то есть вы делите последствия с тем, кто критикует.